Две тысячи долларов США за 16 а. л.

В 1997 году я отослал свой первый боевик “Убить и спасти” в издательство “ЭКСМО”. Меня пригласили в Москву подписать договор и получить гонорар. Это было около 12 миллионов рублей (2 тысячи долларов). Редактор Г. Стернин при этом предложил мне взять псевдоним, но какой именно не уточнил. Я согласился — к боевикам невозможно относиться серьезно и какая разница, под какой фамилией пойдет книга. Были бы деньги. Но позже оказалось, что под этим псевдонимом (Виктор Доренко — контаминация Виктора Доценко и Сергея Доренко) издательство начало печатать и других авторов, то есть сделало его коллективным. Я предполагаю, что на момент подписания договора псевдоним был уже зарегистрирован как собственность издательства.

Это мне очень не понравилось, и вскоре я разорвал все связи с этим издательством.

Были и менее болезненные удачи. В 1981 году журнал “Урал” заплатил мне за шесть рассказов 1062 рубля при тогдашней среднемесячной зарплате около 120 рублей.

В 1989 году мне выплатили за экранизацию повести “Убийца” 1200 рублей. Повесть я писал три месяца после работы и в выходные.

В 1989-90 годах я получил около 8 тысяч рублей за вышедшую в “Советском писателе” книгу “Дороги в лучшие пространства” объемом 20 а. л. Моя зарплата тогда составляла 180 рублей.

В 2002 году московское издательство “Подкова” со скандалом выплатило мне 1320 долларов США (40 тысяч рублей) за рассказ “Мафия милосердия”, завоевавший первую премию в конкурсе “Чудесные истории о деньгах”. Рассказ я написал за несколько дней в свободное от работы время.

В начале 2005 года телекомпания НТВ с изрядной задержкой заплатила мне 2000 долларов (минус налоги) за право экранизации повести "Немного южного рая", получившей одну из премий конкурса "Российский сюжет-2004" (в номинации "За оригинальность сюжета"). На повесть у меня ушло два месяца. В основном писал по выходным.

Разумеется, деньги не самое главное в жизни тех, кто заряжен на "большую" литературу. Но они дают ощущение свободы, а это важно для любого человека, чем бы он ни занимался.

Александр Крашенинников